Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Корела и Русь: Одежда

С.И. Кочкуркина       


Как платка ты не носила,
Ты не знала и печали;
Не имела покрывала,
Не имела и заботы;
И печали и заботы
Головной платок приносит.
(22:305-310)

Набрала получше платьев,
Понарядней из нарядов,
Их надела друг за дружкой,
Головной убор надела,
Медные взяла застежки,
Золотой прекрасный пояс.
(10 : 237-242)

Хорошо наш сват оделся:
Разодет в кафтан суконный;
На руках кафтан в обтяжку      
И сидит везде прекрасно.
(25 : 569— 572)

Хороша рубашка свата:
Чуть выглядывает ворот,
Словно дочь Луны соткала,
Всюду оловом украсив.
Хорошо наш сват оделся:
Шерстяной на чреслах пояс,
Что сработала дочь Солнца,
Дивно кольцами расшила.
(25: 577-584)


      В одежде, как и в погребальных обрядах, ярко отражаются национальные особенности. Материал, из которого сделана одежда, покрой костюма, его украшения придают этнический колорит тем или иным группам населения. Поэтому, несмотря на то что карелы и вепсы являются близкими родственниками, их костюмы отличались друг от друга. Металлические украшения в костюме — важный индикатор моды и, следовательно, относительно точный хронологический показатель. По ним можно судить и о степени развитости ювелирного ремесла и торговли, и о географии экономических связей. Но восстановить костюм по археологическим материалам — далеко не простое дело. В одних случаях не хватает данных, в других — они вообще отсутствуют, а в третьих (и такое бывает) — не поддаются объяснению. Все эти недостатки в полной мере присущи и древнекарельскому археологическому материалу.
      Еще Т. Швиндт по материалам раскопанных им погребений предложил два варианта реконструкции мужской и женской одежды, но зарисовок не оставил. Это большой пробел, поскольку исследователь раскапывал самые лучшие по сохранности могильники. Один из вариантов представляется наиболее согласованным с археологическими сведениями. Женская одежда типа длинной юбки состояла из двух полотнищ плотной шерстяной четырехниточной ткани. Верхние концы заднего полотнища перекидывались на передние, слегка касаясь друг друга, а на предплечьях скреплялись овально-выпуклыми фибулами. Края обрабатывались светлой или ярко окрашенной шерстяной тканью либо фасонной лентой. На передники шла чаще всего также четырехниточная шерстяная ткань, края которой украшались спиральками из медных сплавов и бахромой. Наплечная накидка из четырехниточной ткани тоже отделывалась по краям бахромой. Она застегивалась под грудью брошью. Платок из той же ткани, что и юбка, свисал с головы и крепился застежкой.
      В дальнейшем реконструкция, предложенная Т. Швиндтом, не удовлетворила исследователей. В Национальном музее Финляндии (в Хельсинки) кропотливая работа этнографов и специалистов по древним тканям завершилась демонстрацией в 1956 г. манекена (“хозяйка Кауколы”), облаченного в реконструированный древнекарельский костюм: белую рубаху и наплечную накидку, синие головной платок и передник, коричневую юбку. Из украшений присутствовали парные овально-выпуклые фибулы, Ф-образные пронизки, ажурные цепедержатели, от которых спускались бронзовые цепочки с висевшими на них копоушкой и шумящей подвеской (справа), ножом с бронзовой рукоятью в орнаментированных ножнах (слева). У ворота рубахи — круглая выпуклая застежка. Головной платок был прикреплен сюкерё и чуть ниже — пластинчатой подковообразной фибулой карельского типа, наплечная накидка — выпуклой подковообразной. На шее — лента с нашитыми серебряными четырехугольными пластинками, в ушах — серьги. На подоле передника, заканчивающегося бахромой, располагалась широкая полоса из спиралек в виде крестов с загнутыми под прямым углом концами. На ногах манекена — кожаная обувь с ремешками, стягивающими икры.
      И этот костюм был подвергнут критике финляндской исследовательницей П.-Л. Лехтосало-Хиландер1. Ею справедливо отмечены ошибки реставраторов: для карел были абсолютно нехарактерны серьги (во всем Северо-Западном Приладожье найдена одна серьга, да и та могла принадлежать мужчине) и бронзовые цепочки (в могилах собраны, за вычетом одного случая, железные); противоречит истине и неправильная техника орнаментации древне-карельских украшений: чеканка вместо гравировки.
      Со своей стороны отметим еще некоторые недочеты в реконструированном костюме: шумящие украшения не получили распространения в древнекарельскои среде; более того, копоушки и шумящие коньковые подвески вместе в погребениях не встречались.
      Лехтосало-Хиландер критикует реставраторов за то, что цветовые сочетания в костюме далеко не исчерпывают всего разнообразия красок, которыми пользовались в жизни. Представлены белый, синий и коричневый цвета, в то время как в различных погребениях встречены почти белая юбка, окаймленная красноузорчатой тесьмой; темно-коричневая или черная, украшенная сине-красно-желтой тесьмой; юбка с двухцветной каймой; светло-серая со жгутом. Передники — темно-серые или черные, синие с аппликацией из металлических крестиков. Головные платки — натурального темно-коричневого цвета, но попадались выкрашенные индиго (синие). В некоторых погребениях могильника Кекомяки сохранились остатки льняных нательных рубах.
      Перечисленное свидетельствует о том, что метод создания типичного костюма по данным нескольких погребений неправомочен. Воспроизведенный костюм нереален. Еще этнографами была отмечена индивидуальность нарядов у жительниц не только разных деревень, но и одной (это характерно как для карел, так и для других народов). Одежда, выявленная в результате раскопок одного могильника, отличалась от одежды из других, даже территориально близко расположенных. Более того, женский наряд, воссозданный по материалам могил с богатым сопровождающим инвентарем, не отражал, да и не мог отражать моду рядовых масс, о чем всегда надо помнить. А в скромных могилах, где вообще мало металлических украшений (они-то и сохраняют текстиль), почти невозможно проследить детали убранства.
      Как удалось выяснить в результате реконструкций нескольких женских костюмов XII —XIII вв. по материалам могильников Карельского перешейка, у представителей одного и того же этноса по разным причинам, в том числе и по возрастному признаку, наблюдаются различия и в наборе элементов одежды, и в цвете, и в составе металлических украшений. Приведем примеры. Почти белая юбка на одной из двух женщин из могилы Кекомяки-16 окаймлена красно-черной узорчатой тесьмой, скреплена овально-выпуклыми фибулами со звериным орнаментом (типа С); к ним прикреплены Ф-образные пронизки с привесками, спиралевидные держатели цепей, от которых спускались железные цепи, заканчивающиеся с правой стороны копоушкой, с левой — ножом с орнаментированной рукоятью в ножнах. Тонкая льняная рубаха, отделанная тесьмой с серебряными нитями, застегивалась у ворота орнаментированной серебряной пластинчатой выпуклой фибулой. Темно-серый передник, украшенный широкой полосой из бронзовых спиралек, составляющих сложные композиции, представляет собой лучший образец не только среди изделий Северо-Западного Приладожья. Головной платок синего цвета прикреплялся к волосам серебряной сюкерё и подковообразной фибулой карельского типа. Пальцы рук были украшены перстнями. Имелась ли наплечная накидка у этой женщины, сказать трудно, так как сопровождающие вещи обеих умерших перемешались. Но одно светло-серое наплечное покрывало все-таки зафиксировано. Лехтосало-Хиландер предполагает, что оно принадлежало второй женщине, одетой в темно-коричневую, почти черную юбку и серый передник, довольно скромно украшенный по подолу спиральками. О головном платке не упоминается, но думаю, что он был, поскольку присутствовала головная застежка.
      Для костюма из могилы Кекомяки-5 характерна иная цветовая гамма: юбка, украшенная двухцветной каймой, наплечная накидка с бахромой и головной платок темно-коричневые. В детском же погребении отмечена длинная юбка, наплечная накидка, но не было головного платка и передника. Видимо, эти детали одежды не носились подростками. Прочтите еще раз приведенные в начале раздела строчки из “Калевалы”, и станет ясно, что головной платок и покрывало принадлежали замужним женщинам. Из предметов украшения в могиле найдены серебряная круглая нагрудная и две овально-выпуклые фибулы с плетеным узором (тип F), бронзовая подковообразная выпуклая застежка карельского типа, спиралевидные цепедержатели, пять различных бусин, двухголовая коньковая шумящая подвеска, маленький нож со следами кожаных ножен и т. д.
      Костюм из Кекомяки-6 включал серую юбку, окаймленную жгутом, скрепленную овально-выпуклыми фибулами со звериным орнаментом (тип C2), от которых спускались Ф-образные пронизки, ажурные держатели цепей. Цепочкой с висевшим на ней ножом в ножнах заканчивалась лишь правая сторона гарнитура. Серая наплечная накидка скреплялась подковообразной выпуклой фибулой карельского типа. Синий передник был отделан одинарной каймой из бронзовых спиралек. С правой стороны пояса свисали две орнаментированные круглые пластинчатые подвески. В качестве шейного украшения использовалась обшитая тканью берестяная лента, украшенная серебряными пластинками. У ворота — медальон с изображением Марии Оранты. Синий головной платок скреплялся сюкерё и пластинчатой подковообразной фибулой карельского типа. На левой руке — серебряный перстень.
      Костюм из длинной юбки, головного платка, наплечной накидки и орнаментированного спиральками передника и с такими же, как в предыдущем погребении, украшениями обнаружен в Леппясенмяки-4. И все же, несмотря на стандартность одежды, погребенная выделялась ожерельем на шее, украшением из спиралек на лбу и поясом на талии. Между прочим, в рунах “Калевалы” последняя деталь женской одежды довольно часто упоминается.
      Женские костюмы из Ховинсаари еще более разнообразны, хотя общий стиль, свойственный древнекарельской одежде, в них соблюден. В погребениях обнаружены головные платки, наплечные накидки и юбки, в ряде случаев отсутствовал фартук, а из нагрудных украшений — Ф-образные пронизки.
      Лехтосало-Хиландер восстановлен женский костюм из могилы Тууккала-26, состоявший из темно-синей юбки, белой рубахи, светло-серых передника, украшенного спиральками, и покрывала с бахромой. Переднее полотнище юбки намеренно сделано с таким запасом, что его верхний край, отделанный тесьмой, перекинут на грудь, а края заднего и переднего скреплены фибулами с изображением клешней рака (тип Н) почти на линии плеча. Ф-образные пронизки, имеющие две пары петель с привесками и бронзовую бусину внизу, ажурные цепедержатели со свисающими сердцевидными украшениями составляли сложный гарнитур, обе части которого соединялись железной кольчужной цепочкой. С правой стороны гарнитура на бронзовой цепочке свисала шумящая коньковая привеска (для Юго-Восточной Финляндии — вещь редкая), с левой — нож в ножнах. У ворота рубашки — круглая выпуклая серебряная фибула, соединяющаяся цепочкой с правой частью гарнитура. Серебряная пластинчатая подковообразная фибула скрепляла покрывало на правом плече. Передник с бахромой был украшен рядом спиралек не только по подолу: спиральные узоры дугообразно располагались по самому переднику и в его верхней части (кажется, такой передник единственный на весь могильник).
      Реконструированная одежда из Тууккалы, конечно же, не исчерпывает всего разнообразия костюмов жителей Юго-Восточной Финляндии средневековой поры, поэтому сравнивать ее с древнекарельской затруднительно. Но можно утверждать, что в общих чертах та и другая схожи, хотя прослеживаются некоторые различия. Женщины из Тууккалы застегивали покрывало на правом плече пластинчатой подковообразной фибулой карельского типа, в то время как жительницы Карельского перешейка крепили его или на середине груди, или в области левого плеча выпуклой подковообразной фибулой карельского типа. Не отмечено на Карельском перешейке своеобразного оформления верхнего края юбки и передника, расположения овально-выпуклых фибул на плечах, а в Тууккале не носили сюкерё. Перечисленные частные отклонения следует рассматривать как региональную специфику, и, следовательно, женская одежда обоих районов практически аналогична, что является важным и веским аргументом в пользу их единой этнической принадлежности.
      В XIII—XIV вв. женский костюм, возможно, видоизменился, но соответствовал направлению моды XII—XIII вв.
      Этнографы установили древность существования длинной юбки (хурстут) у карел. И хотя ныне ее не носят, сохранение названия в языке говорит о принадлежности хурстут к древнему слою материальной культуры карел2. Вместе с тем прослежено, что конструкция костюма, если не принимать во внимание его детали, оказывается схожей для населения Западной и Восточной Финляндии, а также Северо-Западного Приладожья. Это не случайно, сходство сложилось под воздействием на население данной территории определенных исторических, географических и социально-экономических факторов.
      Значительное место в украшении женской одежды занимали спиральки. Тщательному анализу их мы обязаны финляндским исследователям. Они не только изучили изделия из конкретных памятников, но и создали целостную картину для большого региона Северной Европы.
      На Карельском перешейке для прикрепления спиралек к переднику использовался способ аппликации: короткие спиральки (длиной 1—1.5 см) нанизывались на нить (в новгородской Карелии чаще всего применяли ссученные вместе конскую и шерстяную нити), пришивались к полосе ткани, которая затем прикреплялась к подолу передника. Такой орнамент был виден только с лицевой стороны. Известны сложные композиции в виде крестообразных фигур, являющиеся, по признанию финляндских специалистов, вершиной мастерства. В Тууккале для прикрепления спиралек употреблялась конопляная или льняная нить, а в месте перекрестья нитей помещалась короткая спиралька. В западно-финских передниках орнамент создавался уже в процессе изготовления ткани: в нити основы вдевались более толстые спиральки, и тогда орнамент был виден с обеих сторон. Кроме того, на передниках имелись поясная кайма и орнамент в углах, а в месте перекрестья выпрямленные нити спиралек образовывали крест. Отличие от изделий первых двух регионов прослеживается и в оформлении наплечных накидок: в Западной Финляндии они украшались орнаментом из спиралек в виде звездочек, квадратов, четырехлистников и т. д.; в Северо-Западном Приладожье, как и в Миккели — Тууккале, края накидок отделывались тесьмой или каймой с бахромой, сотканной вместе с материей.
      Широкое применение спиралек явилось предпосылкой к выделению определенной отрасли ювелирного ремесла (напомним о находках волочил для протягивания проволоки в Паасо и Ховинсаари). В фольклоре сохранилась информация, выраженная в поэтической форме, об “одеяниях с медными краями”, “медных платьях”, “золотых накидках” и т. д.
      По мнению Лехтосало-Хиландер, украшение женской одежды спиральками представляло собой общеевропейскую моду, распространению которой не препятствовали ни языковые, ни племенные барьеры. Вместе с тем различные народности по-своему применяли ее, поскольку женский костюм развивался на основе этнических традиций3.
      Для реконструкции мужской одежды мы располагаем небольшим набором находок. Мужчины носили шерстяные или льняные рубахи, похожие на женские, скреплявшиеся у ворота маленькой застежкой. Кафтан шился из валяной шерсти и на груди украшался фибулой. Пояс был кожаным с железными или бронзовыми пряжками; к нему привешивались нож в чехле, огниво, брусок. Некоторые носили берестяные шейные ленты, обернутые тонкой тканью, с нашитыми золочеными серебряными пластинками и крестообразной подвеской в центре. По свидетельству этнографов, пояс с прикрепленным к нему огнивом, кремнем, трутом и ножом в ножнах имелся у каждого карельского крестьянина еще в недавнем прошлом.
      Об обуви, женской и мужской, по археологическим материалам вообще нельзя составить представление, слишком маленькие обрывки ее извлечены при раскопках.
      Словом, специалистам предстоит еще большая работа по выяснению общих и особенных черт одежды в различных районах Корельской земли, тем более что сама корела была далеко не однородной по составу.

Использованные источники

  1. Lehtosalo Hilander Р L 1) Puna hame sinihuntu monien mahdolh suuksien mumaispuvut — Vakka nen, 1973 N 2, s 15-22, 2) Mui naispukuJemme korut — Kotise utu, 1979, N 5, s. 255.
  2. Тароева Р Ф Материальная культура карел М Л , 1965, С.168-169.
  3. Lehtosalo Hilander Р L Common characteristic features of dress expressions of kinship or cultural contacts — In Fenno ugri et slavi 1978 Helsinki, 1980, p. 243-260.


      Статья опубликована в книге: С.И. Кочкуркина, Корела и Русь. Ленинград, Наука, 1986.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования