Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Балет и современный танец в Финляндии

Минна Тайваст       

      В начале 21 века в Финляндии работают двенадцать танцевальных трупп, пользующихся регулярной государственной поддержкой, почти двадцать свободных танцевальных трупп, и большое количество хореографов- и танцовщиков-фрилансеров. Самые большие из трупп — Финский национальный балет с более чем 80 танцовщиками и танцевальная труппа Хельсинкского городского театра (Helsinki City Theatre Dance Company), состоящий из десяти человек. Профессиональное обучение дается в семи учебных заведениях по всей стране, и спектр танцевальных фестивалей широк.


      В 1990-е годы, с развертыванием профессионального обучения, начался рост количества выступлений и зрителей. В течение 2000 года в Финляндии было проведено почти 2500 выступлений отечественных танцевальных трупп, которые собрали почти полмиллиона зрителей. Количество премьер составляет примерно 150 произведений в год. Все больше хореографы с труппами выступают и за рубежом. В ходе 2000 года 25 финских танцевальных трупп и хореографов гастролировали в общей сложности в 30 странах.
      За сильным ростом финского танца в течение последних десятилетий скрывается довольно длинное, но тонкое и прерывистое историческое развитие. Расположение Финляндии на границе востока и запада, однако, благоприятствовало танцу, и в финском танце налицо те же художественные тенденции, которые определяли международное развитие танца. К преимуществам нового финского танца относятся как интенсивное присутствие танцовщиков, так и усиленное чувство драмы, хотя хореографии могут быть условными и абстрактными, а также художественная и техническая завершенность светового и звукового оформления.

      Финский национальный балет

      Первые десятилетия 20 века прокладывали дорогу отечественному искусству танца. Гастроли зарубежных танцовщиков оказывали воодушевляющее воздействие. В 1906-17 годах артисты русского балета приезжали на гастроли в Хельсинки около десяти раз. Айседора Дункан выступала весной 1908 года в Хельсинки, где интеллигенция встретила ее хорошо. Первые финские артисты танца Мэгги Грипенберг и Тойво Нисканен дебютировали на своих танцевальных концертах в 1911 году.
      При Финской опере осенью 1921 года была создана балетная труппа, чьей первой постановкой в январе 1922 года стало Лебединое озеро в полном объеме. Возникновение балета во многом зависело от директора Финской оперы, Эдварда Фацера. До перехода на пост директора оперы Фацер управлял концертным бюро «Фацер» в Хельсинки, с тех пор имея тесные связи с Россией и балетом Мариинского театра. Труппа, составленная из артистов Мариинского театра, включавшая, в частности, прима-балерину Анну Павлову, совершила в 1908-1910 годах поездку по Северным странам и Средней Европе под руководством Фацера.
      Русское влияние чувствовалось и в репертуаре финского балета. В течение первых сорока лет (1922-1962) балетмейстерами работали по очереди Георг Ге, который учился балету в Петербурге у Николая Лега, и Александер Сакселин, окончивший Императорскую балетную школу. Репертуар труппы состоял из произведений Мариуса Петипа и Льва Иванова, а также из русских версий романтичного балета, которые Сакселин и Ге обрабатывали с учетом потребностей небольшой балетной труппы. В Хельсинки увидели также несколько финских версий произведений, входивших в репертуар Русского балета Дягилева. В 1931 году был исполнен первый финский полномерный балет «Голубая жемчужина». Хореографию балета сделал Георг Ге на музыку композитора Эркки Мелартина.
      Развитию искусства танца после второй мировой войны были характерны рост популярности балета и повышение профессионального мастерства благодаря советским балетным педагогам-визитерам, работавшим в Национальной опере. В репертуаре труппы были постановлены новые советские балеты, и на выступлениях гастролировали звезды русского балета. Связи финского балета с русским оставались тесными вплоть до 1990-х годов. Балет устанавливал контакты и с западом. Шведская Биргит Куллберг работала хореографом-визитером в Финляндии в 1952 году, тогда же балет исполнил ее современную балетную драму «Фрёкен Юлия». В 1950-е годы в репертуаре появилось больше отечественных постановок.

      Выход современных выразительных средств на балетную сцену

      «Эхо» Каролин Карлсон (1976) открыло современным выразительным средствам танца дорогу на сцену Финского национального балета. Вторым значительным произведением было «Семеро братьев» Марьё Кууселы (1980). Повесть о развитии молодых людей, основанная на произведении национального писателя Алексиса Киви, стала классиком финского современного балета, имевшим успех и за рубежом. Произведение Кууселы возникло при директоре балета Градимира Панкове. Панков разнообразил репертуар труппы, и эта работа продолжалась при Дорис Лайне (1984-1992). В начале 1980-х годов в репертуар вошли произведения, в частности, Иржи Килиана, Матса Эка, Роберта Норта и Руди ван Данцига. Балет Баланчина увидели в Финляндии впервые в 1984 году.
      При директоре Йорме Уотинене (1992-2001) связи с русским балетом ослабели, и в репертуаре появилось много трактовок известных классических балетов, созданных для Парижской оперы. К ним относились, в частности, трактовка Владимира Бурмейстера «Лебединого озера» и версии «Щелкунчика» и «Спящей красавицы» в исполнении Рудольфа Нуреева. Сильви Гиллем создала для балета свою версию «Жизели» (2000). Сам Уотинен взялся за многие финские национальные сюжеты и продолжал создавать новые интерпретации известных тем, таких как «Петрушка». После Уотинена директором балета стала датчанка Динна Бьёрн, которая поступила на свою должность в Хельсинки в 2001 году.

      "Свободный" или современный танец

      Современный танец, который в Финляндии называли «свободным» танцем, процветал в 1920-40-х годах. В этот период открыли множество школ танцев и физкультуры. Идеи поступали из Германии, где многие финские танцовщики учились, а также работали в 1920-30-х годах. После второй мировой войны связи представителей свободного танца с Германией ослабели, и печать любительства стала бременем для всего течения.
      В 1960-е годы свободный танец получил второе дыхание, и финскому танцу начали придавать форму американский современный танец и джаз-танец. Самым динамичным представителем современного танца была Риитта Вайнио, которая училась в Соединенных Штатах. В начале 1960-х годов хореографии Вайнио представляли традиционный современный «концертный танец», но в конце десятилетия она экспериментировала с визуальным театром танца и действами-импровизациями. Через балет финский мир танца вступил в связь с востоком, через современный танец — с западом.

      Укрепляются позиции танца

      В начале 1970-х годов современный танец вступил на путь к профессионализму. Были созданы первые профессиональные труппы, работающие вне оперного балета. Самым значительным из них был театр танца «Раатикко», созданный в 1972 году. Для того, чтобы привлечь новую публику, выступления начали устраивать в разных местах по всей стране. Мощнейший хореографический прорыв в театре танца «Раатикко» совершила Марьё Куусела. Многие из ее танцевальных спектаклей были основаны на классиках финской литературы. Из знакомых сюжетов зарождались оригинальные, высокоэмоциональные хореографические интерпретации, в которых явно присутствовала общественная, даже политическая установка. «Раатикко» выступало и за рубежом, имея успех, в частности, в Швеции.
      Танец 1970-х годов был разнообразным по содержанию и стилю, охватывая все от реалистического эпического танца до неповествовательного танца, использующего метод случайности. К ведущим хореографам 1970-х годов относились и Рут Матсо, Хейкки Вяртси и Лииса Приха. С хореографии начали также Улла Койвисто, Йорма Уотинен, Эрви Сирен, Рейё Кела, Томми Китти.

      Начало профессионального обучения и Государственная комиссия по искусству танца

      В 1980-х годах танец получил официальный статус в государственной администрации искусства. Государственная комиссия по искусству танца была основана в 1983 году, и в том же году началось профессиональное обучение танцу в Институте театрального искусства в Хельсинки. После этого были основаны новые учебные заведения и в Турку, Куопио, Оулу, Оутокумпу. В балетной школе Финской национальной оперы ведутся занятия уже с 1922 года. В 1998 году школу преобразовали в составную часть системы профессионального танцевального обучения. Чаще всего в сферу профессионального обучения переходят из частных школ танцев. В финской школьной системе танец не пользуется таким авторитетом и влиянием, как музыка и изобразительное искусство.
      С созданием комиссии укрепились позиции танца в администрации искусства, и прямая материальная поддержка, которую распределяет комиссия, имеет большое значение особенно для артистов-фрилансеров. Комиссия ежегодно распределяет пособия артистам и на подготовку танцевальных произведений. Помимо этого, Центральная комиссия по искусству ежегодно распределяет представителям разных видов искусства пособия на поездки и целевые пособия на осуществление проектов. В 2000 году доля танца в прямой материальной поддержке артистам и художникам составляла шесть процентов (4,2 млн. марок). В целом государственная поддержка искусству танца равнялась 15 млн. марок. В это число не входят субсидии Финскому национальному балету и танцевальной труппе Хельсинкского городского театра.

      Новое поколение хореографов и новые влияния

      В 1980-е годы ведущим именем нового поколения хореографов стал Йорма Уотинен произведением «Забытый горизонт» (The Forgotten Horizon, 1980). Фрагментарный и визуально богатый стиль Уотинена отличался от реалистического повествования танцевальных театров и указал путь к танцу 1980-х годов. Уотинен, который работал вместе с Каролин Карлсон в Париже, руководил танцевальной труппой Хельсинкского городского театра в 1982-91 годах. Статус труппы установился в 1970-х годах, и она до сих пор единственная финская танцевальная труппа, работающая при драматическом театре. Уотинен также возил труппу на гастроли в разные страны Европы. После Уотинена танцевальной труппой в течение одного года руководила Каролин Карлсон.
      В 1980-е годы усилились международные влияния. Наряду с традиционной техникой современного танца начали применяться методы ”контактной импровизации” (contact-improvisation) и ”техники раскрепощения” (release-work). В работах участников труппы «Зодиак Презентс», созданной в 1986 году, нашли выражение многие идеи нового танца. Экспериментальные и оригинальные произведения участников труппы вызвали оживленную дискуссию. Ядро «Зодиака» составили Кирси Монни, Санна Кекяляйнен, Сойле Лахденперя, Лииса Пентти и Риитта Пасанен-Виллберг. Японское буто тоже оказало влияние на многих финских танцовщиков, из которых часть даже училась в Японии. Несколько артистов буто приезжали на гастроли в Финляндию.
      Разные художественные исходные позиции и цели авторов разнообразили сферу танца. Танец проник на новые сцены и в новые пространства. Рейё Кела изучал в сольных произведениях взаимодействие человека и среды и отношение человека к природе. Кела творил произведения для городской среды, для лесов, полей. Из сотрудничества с Кела возникла импровизационная труппа «Суомуссалми», созданная в 1990 году танцовщиками и музыкантами.

      Время художественного подъема и роста

      1990-е годы стали периодом художественного подъема и количественного роста финского современного танца. Сфера современного танца — рог изобилия, ошеломляющий своим разнообразием. Внутри него сливаются и питают друг друга международные и финские влияния. В 1990-е годы хореографы начали в своей работе использовать возможности изобразительного искусства, видеотехники, новых средств информации. Характерно для финских произведений современного танца — завершенное световое и звуковое оформление. Наибольщий интерес представляют визуальные решения и звуковой мир произведений, участвующие в драматургическом творчестве наряду с движением, вносящие свой вклад в смысловое содержание произведения.

      Экономическое положение танца улучшилось, когда первые шесть театров танца вошли в сферу регулярных государственных субсидий по вступлении закона о театрах и оркестрах в силу в 1993 году. В 2001 году в сфере закона находились десять танцевальных театров и продюсерских центров. Театры танца «Ролло» и «Хурьяруут» работают в Хельсинки, «Солнечный балет» (The Sun Ballet Company) и театр танца «Эри» в Турку, театр танца «Миними» в Куопио. В Тампере действует «Мобита/Данско», в северной Финляндии ансамбль народных танцев «Римппаремми» (Folk Dance Theatre Rimpparemmi), а в Вантаа продолжает свою деятельность театр танца «Раатикко». Театры танца оказывают большое влияние на искусство танца на региональном уровне и много гастролируют. Театры, входящие в сферу упомянутого закона, получают помимо государственной еще и муниципальную поддержку. Третьим значительным источником финансирования являются доходы от продажи билетов на выступления.
      Новый способ продюсирования танца представляют «Зодиак — Центр нового танца» (преемник труппы «Зодиак Презентс») в Хельсинки и «Йойо» — центр танца г. Оулу. Продюсерские центры предлагают возможность работать большому количеству хореографов и танцоров-фрилансеров. Это имеет большое значение, так как вне Финского национального балета в стране имеется менее двадцати постоянных рабочих мест для танцоров.
      Значение танцевальной труппы Хельсинкского городского театра как флагмана финского современного танца возросло в 1990-е годы при руководителе Кеннете Кварнстрёме. Его физические выразительные средства, отражающие настроения современности, получили отклик среди молодой городской публики. Когда Кварнстрём переехал в Швецию, руководителем танцевальной труппы стал хореограф Ари Тенхула (2000).

      Независимая сцена

      Почти 70 процентов артистов танца работают в свободных танцевальных труппах либо в качестве независимых хореографов. Фрилансерные хореографы и труппы имеют большое значение в сфере финского танца, и многие хореографы-фрилансеры выступают со своими труппами и за рубежом.
      В Финляндии налицо сильная традиция сольных артистов, продолжающаяся и в 21 веке. Многие хореографы сочетают танец с другими видами искусства, и это мульти- и межхудожественное начало вносит в произведения интересное измерение. В произведениях Лены Густавсон сочетаются современный танец и искусство светового эффекта, в соло Мамму Ранканен большую роль играет изобразительное искусство, а танец Тиины Хутчковски близок к искусству перформанса. В произведениях Вирпи Пахкинен, работающей в основном в Швеции, сочетаются восточное влияние с пластическими средствами моторного выражения. Паула Туовинен изучает женственность и финские национальные особенности в сольных и групповых произведениях, часто носящих юмористический характер. Кирси Монни создала много групповых произведений, в которых она с философской точки зрения изучает переживание личности и рост в коллективе.
      В конце 1990-х годов в Финляндии возникло много новых свободных танцевальных групп. Томми Китти, работавший в театре танца «Раатикко», в Финском национальном балете, а позднее как сольный артист, начал в 1990-е годы создавать и групповые произведения, которые поднимают на первый план взаимозависимость и обособленность людей. «Труппа Зубочистка» Теро Сааринена (Tero Saarinen & Company Toothpick) — одна из наиболее известных на международном уровне финских трупп современного танца. В моторном языке минималистских произведений Сааринена, часто окрашенных юмором, сливаются влияния классического балета, современного танца и азиатской танцевальной традиции. Санна Кекяляйнен, арт-директор труппы «Кекяляйнен и К d», изучает в своих произведениях проблематику бытия человека средствами танца и экспериментального театра. В «Продукцию Номад» входит четыре хореографа: Арья Раатикайнен, Йюрки Карттунен, Алпо Аалтокоски, Катри Сойни. Они не только оригинальные хореографы, но и артисты, обладающие харизмой. Их произведения объединяет то, что они с юмором критикуют будни и общество и делают видными сны и подсознание. Из других трупп современного танца можно назвать, в частности, «Glims & Gloms Dance Company» из Эспоо, «M. A. Dancers», «As2 Wrists Dance Company» и Лииса Пентти.

      Многосторонее фестивальное предложение

      С ростом сферы танца на фестивальной карте Финляндии появились новые фестивали, представляющие разные течения искусства танца. Программа самого старого фестиваля танца в Северных странах, »Куопио танцует и играет», охватывает как отечественные, так и зарубежные современный танец и балет. »Танцы полнолуния» в Пюхяярви — самый крупный в стране фестиваль современного танца. Его программа состоит в основном из финского современного танца, ежегодно приправленного несколькими зарубежными произведениями.
      В Хельсинки устраивают много фестивалей. Ежегодно проводят по очереди либо «Арену танца», либо фестиваль «В движении в ноябре». Первый — широкий форум финского современного танца, второй ввозит в Хельсинки зарубежные труппы современного танца. Фестиваль «Шаг в сторону», который устраивается каждый второй год, посвящен новому танцу и импровизации. Международный симпозиум по джаз-танцу собирает профессионалов джаз-танца. Помимо выступлений в программу входят обучение и семинары. «Азия в Хельсинки» широко знакомит публику с искусством танца и оперы азиатских стран. Каждые 4-6 лет в Хельсинки проводится Хельсинкский международный балетный конкурс, составляющий часть сети балетных конкурсов Комитета по танцу Международного театрального института, МТИ. Помимо этого в разных городах страны, в частности, в Тампере, Оулу и Турку, проводятся менее масштабные фестивали, программа которых состоит в основном из финского современного танца.

      Центр информации о танце в Финляндии

      Цель Центра информации о танце в Финляндии, созданного в 1980 году, — дать информацию о финском танце и содействовать международному сотрудничеству в данной области. Центр издает журнал «Тансси» («Танец»), выходящий четыре раза в год. Журнал «Финиш Дэнс ин Фоукэс» («Финский танец в фокусе»), направленный на зарубежную аудиторию, выходит раз в год, на английском языке. Центр информации содержит справочные службы, собирает статистические данные о выступлениях и зрителях, устраивает семинары. Страница Центра информации о танце в Финляндии в Интернете — источник многосторонней информации о финском искусстве танца.

      Источник: http://www.virtual.finland.fi

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования