Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Финские танцы

      В Финляндии танец всегда был межнациональной формой искусства, с тесными связями с соседними крупными городами, такими как Стокгольм и Санкт-Петербург. Влияние Санкт-Петербурга на развитие балета в Финляндии бесспорно, а Стокгольм стал в течение нашего столетия вторым домом для многих финских танцоров.


      Центром финского танца безо всякого сомнения стал Хельсинки, хотя за несколько десятилетий его география значительно расширилась. Профессиональное обучение танцу, которое начало развиваться в крупнейших городах в 80-е годы, вынесло культуру танца за пределы столицы. 90-е годы оказались периодом значительного художественного роста, связанного не только с созданием новых танцевальных трупп, но еще и с новыми фестивалями, продюсерскими центрами и, прежде всего, новыми методами работы и постановки.
      Часто трудно подступиться к мифу о примитивной силе финского искусства. Невозможно также отделить миф от реальности: что является причиной, а что — следствием? Несмотря на то, что большинство финнов живет в городах и высокая технология проникла в самые маленькие деревни, миф сохраняет представление о Финляндии, как о стране тысяч озер и лесов.
      Тем не менее финский танец живет и дышит в городском ритме. Его продолжают творить финские танцоры в Финляндии. Но, с другой стороны, он отражает влияние всех течений современного танца. Самый большой вклад внесли в него немецкий театр танца и японское буто, наряду с контактной импровизацией в ходе танца (contact improvisation) и техникой раскрепощения (release techniques). Несмотря на это, финский танец, хорошо это или плохо, продолжает пребывать в изоляции. Его эстетика вытекает из культурной среды, в которой господствует функциональная строгость финских дизайна и архитектуры. Может быть, именно это объясняет, почему в финском танце так сильно акцентируется физическое начало.
      Финляндия, в первую очередь, — страна литературы, театра и музыки, где телесный аспект, обычно, вызывает у людей чувство неловкости. Культура, где не принято говорить о теле, выражает свое отношение к этому аспекту через танец. В финской культуре в танце отражаются господствующая лютеранская концепция о человеке и образ жизни, сформировавшийся в суровых северных условиях.
      Многих финских хореографов больше интересует физическая выразительность, а не качество движения. Их целью не является благовидность или привлекательность тела: они стремятся скорее освободиться от общепринятых норм, чем поддерживать их. Поздний подъем культуры танца еще больше усилил эту концепцию, согласно которой только тело — единственно значимый фактор в танце.
      Основные моменты политики в области танца можно разделить на два направления: с одной стороны, интенсивное развитие профессионального обучения в 80-е годы, с другой — попытка укрепить позиции театров танца, вводя их в сферу регулярной государственной поддержки. Высшее образование в этой области началось в 1983 году на кафедре танца в Институте театрального искусства в Хельсинки. Вскоре были открыты еще четыре профессиональных учебных заведения в разных частях страны. За обучение классическому балету отвечает школа балета, созданная в 1922 году при Национальной опере Финляндии.
      В танцевальных труппах, включая Национальный балет Финляндии, занято менее 30 процентов всех танцоров. Большой проблемой в политике в области танца является оказание поддержки фрилансерам и молодым танцорам, их привлечение в сферу танцевального искусства страны. Национальный совет по танцу обратил внимание на эту проблему и, со своей стороны, оказывает поддержку индивидуальным хореографам. Помимо обеспечения основных предпосылок для художественной деятельности, пока не решенными остаются проблемы, связанные с социальным статусом артистов, налогообложением, материальным положением отставных танцоров. Заметного роста государственного финансирования не ожидается в нынешней политике, идущей к сокращению расходов на общественный сектор.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования