Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Финская музыка

      Сила финской музыкальной жизни в ее самобытности. В отличие от соседних Швеции и Норвегии, в Финляндии не было королевского двора, поддержавшего музыкальную жизнь и финансировавшего, в частности, дорогостоящие оперные представления. Поэтому финская музыка уходит глубоко корнями в уникальную народную традицию. Без преувеличения можно сказать, что национальный эпос “Калевала” (1835) является основой финской культуры — в том числе и музыкальной.
     Музыкальная жизнь начала оживляться и становиться достоянием более широких слоев общества лишь в конце 19го века. В 1874 году было основано Общество народного просвещения с целью предоставить широким кругам общест ва возможность заниматься искусством и изучать его. Первым крупным музыкальным событием, устроенным Обществом, стал, по образцу Эстонии, Певческий праздник в городе Ювяскюля в 1881 году. Праздник вызвал огромный энтузиазм, и хоры стали расти как грибы по всей стране. Традиция певческих праздников до сих пор сильна: Финляндию незря называют обетованным краем для хоров.
     Профессиональная оперная деятельность началась в 1873 году — до этого оперные представления давали странствующие труппы и случайные энтузиастылюбители. 1882 год можно считать самым знаменательным в истории финской музыки: тогда был основан Университетский хор, исполнявший песни на финском языке. До этого языком культуры был в основном шведский. Этот год был значительным и с точки зрения оркестровой деятельности и учреждения музыкальных учебных заведений. В Хельсинки Роберт Каянус (1856-1933) начал целеустремленно создавать профессиональный оркестр: так возникло Хельсинкское оркестровое общество, ныне — Хельсинкский филармонический оркестр.
     Год 1882 ознаменовался также учрежденеием музыкальных учебных заведений. Мартин Вегелиус (1846-1906) основал музыкальное училище, нынешнюю Музыкальную академию имени Сибелиуса. В “Истории музыки”, вышедшей в 1891 году, Вегелиус метко определил положение музыкальной жизни в стране: “В Финляндии историю музыки предстоит еще делать, писать о ней можно будет потом.” Музыканты получали образование, прежде всего, в Германии, и в организации обучения опирались больше на опыт Германии, чем на ближайших соседей — Петербург и Стокгольм.
     19й век принес Финляндии экономический подъем и но выеидеалы. Многочисленные народные движения привели к возникновению новых организаций (движение обществ молодежи, рабочее движение, борьбы за трезвость, добровольные пожарные команды). Новый образ жизни проник и в село: в фольклоре место утонченно-простых калевальских стихов заняли частушки, и социальные противоречия начали выходить наружу. Музыкальная деятельность принимала новые формы: учреждались хоры и оркестры, разные общества строили помещения, в которых уст раивались вечеринки. Новая музыка довольно быстро проникла в маленькие городки и в деревни. В популярной музыке перемены произошли быстро, да и концертная музыка принимала новые формы, в частности, в виде аранжировок для духового оркестра.

      “Калевала” как источник вдохновения

     Национальный эпос “Калевала” вызвал в 1890е годы огромный энтузиазм в художественных кругах. Он способствовал формированию финского национального самосознания, что привело к развитию национальной культуры. Но в музыке речь шла не только об иллюстрации национальных сюжетов или использовании народных мелодий как таковых. Когда Ян Сибелиус (1865-1957) в начале 1890х годов писал симфоническую поэму “Куллерво”, он думал о финском начале в сюжете и хотел как можно яснее выразить его в своей музыке: “Я понимаю эти финские, чисто финские тенденции в музыке теперь менее реалистично, но более верно, чем раньше.” Этим он обратил внимание на то, что истина — в переживании, а не в точном описании.
     Спустя месяц после премьеры “Куллерво”, в мае 1892 го да, Сибелиус подал в Хельсинкский университет заявление о пособии, чтобы поехать на лето в Карелию, “по обе стороны границы, к рунопевцам, для ознакомления с мелодиями и манерой их исполнения”. Сибелиус получил пособие и список рунопевцев, которых ему рекомендовали посетить. Положение Яна Сибелиуса как одного из ведущих деяте лей национальной культуры бесспорно. Его успех в мире — символ финских устремлений в области культуры, финского творчества. Композитор Калеви Ахо (р. 1949) пишет: “Особенно в Германии и во Франции Яна Сибелиуса часто считают лишь незначительным представителем консервативного национально романтического стиля. Но те, кто выражает такое мнение, не знают творчества Сибелиуса в достаточной мере. Примерно в 1910 году Сибелиус перешел от романтического стиля к современному тональному выражению, ассоциирующемуся с экспрессионизмом, а в 1920 е годы — к позднему стилю, представляющему универсальный классицизм. Даже в Финляндии несколько десятилетий не знали самых передовых черт его техники сочинения музыки.”
      Для финнов Сибелиус олицетворяет национальную индивидуальность, и поэтому значит больше, чем только композитор мирового класса. Музыку Сибелиуса исполняли, прежде всего, в крупных городах. А на формирование музыкального вкуса народа значительно большее влияние оказывали небольшие концерты, которые давал по всей стране Оскар Мериканто (1868-1924), многосторонний музыкант — пианист, дирижер, композитор, критик. Помимо своих сочинений, он исполнял популярные иностранные произведения. Упрощенно можно сказать, что Сибелиус писал элитную музыку для большого мира, в то время как задачей Мериканто было сделать музыку и искусство достоянием всех финнов.

      Источник: http://www.paneuro.ru

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования