Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Зачем карелам фибула?

Светлана Уварова       

Научный сотрудник Российского Этнографического музея       

      Мне пришло одно желанье,
      Я одну задумал думу —
      Быть готовым к песнопенью
      И начать скорее слово,
      Чтоб пропеть мне предков песню,
      Рода нашего напевы.


      (из карельского эпоса «Калевала»)

      Обыкновенные вещи — предметы быта, инструменты, рабочая одежда, — простые и незаметные, какими важными станут они через много лет для грядущих поколений, желающих узнать свои истоки и обнаружить собственную неповторимость.
      В фантастических образах и в сугубо реалистичном виде отражаются эстетические представления, психический склад и жизненное кредо некогда многочисленной северной народности — карел. Культура этого народа тесно связана с русской культурой и одновременно сохранила уникальные черты.
      Впервые о карелах упоминается в Новгородской Первой летописи в 1143 г. Именно с этого года «корела» (древнее название народа) появляется на страницах русских летописей более или менее регулярно на протяжении XII-XV вв. О карелах рассказывают найденные в древних слоях Новгорода берестяные грамоты и «Слово о погибели Русской земли», упоминания о них есть в скандинавских сагах и в буллах папы римского.
      В последнее время проводятся многочисленные этнографические исследования традиционной культуры карел, и особое внимание уделяется одежде.
      Период XII-XIV вв. — время расцвета древнекарельской культуры. К этому периоду относится большинство археологических памятников: поселения и могильники, клады и петроглифы (наскальные изображения), позволяющие в деталях представить картину далекого прошлого.
      В те времена обстановка на территории поселения карел была неспокойной из-за постоянной шведской агрессии. Такая острая политическая ситуация держала население Северо-западного Приладожья в состоянии боевой готовности. При первом же сигнале тревоги карел брал меч, копье, топор и вставал в ряды защитников. Поэтому главной составляющей мужской одежды являлось боевое снаряжение, в том числе и оружие.
      Оружие карел отличалось высоким качеством и постоянно совершенствовалось. Обоюдоострые мечи длиной около метра мужчины носили в ножнах из кожи и дерева. Навершие, перекладина и рукоять меча украшались растительным узором. На лезвиях имелись инкрустированные надписи и узоры.

      Смесь из пламени он вынул,
      Положил металл прекрасный
      Из горна на наковальню,
      Чтоб стучал веселый молот.
      Сделал меч, какой хотелось,
      И клинок был самый лучший.
      Меч он золотом украсил,
      Серебром отделал славным.

      (из карельского эпоса «Калевала»)


      Мечи носились на перевязи — длинном кожаном поясе с пряжками и прикреплявшимися сверху бляшками. В бою использовались и копья, ничем не отличавшиеся от древнерусских.
      При археологических раскопках найдено множество разнообразных наконечников стрел: срезни для нанесения широкой раны противнику; черешковые и арбалетные наконечники.
      Боевые топоры карел, в отличие от хозяйственных, были легче и миниатюрнее. Некоторые из них инкрустировались.
      Но прославились карелы не только воинскими доблестями, а, прежде всего, трудолюбием и терпением, необходимыми при освоении скудных северных земель.
      Повседневная одежда мужчин была близка к русской. Комплекс старинной карельской мужской одежды состоял из рубахи (пайда), пояса (вуо), штанов (куадят), кафтана (роукан) и кожаных туфлей (кеннькят). Шерстяная или льняная рубашка была очень длинной, почти до колен, и обычно скреплялась у ворот маленькой застежкой. Штаны карелы носили двух видов — нижние и верхние; различавшиеся по качеству материала, но одинаковые по покрою. Пояс был кожаным с железными или бронзовыми пряжками. К нему привешивались нож в чехле из бересты, кожи или ткани, огниво и брусок. Некоторые мужчины носили берестяные шейные ленты, обернутые тонкой тканью с нашитыми позолоченными серебряными пластинками и крестообразной подвеской в центре. В качестве верхней одежды использовали кафтан из серого сукна, длиной до колен, с запахом на левую сторону и длинными рукавами. Обувь у карел была разнообразна и имела национальные особенности. В древние времена носили лапти из бересты, а уже в XIX веке — кожаную и комбинированную обувь. Но особенно интересны старинные национальные мужские кожаные туфли с загнутыми кверху носками. Их покрой напоминает современные модели обуви, только носили карелы такие модные туфли с шерстяными чулками или холщовыми портянками.
      Основными частями женского костюма карелки были рубаха (рятчина), юбка (дюлка) или сарафан и платок. Каждое изделие занимало в женском наряде определенное место и выполняло свою функцию. Головной платок не только защищал от непогоды, но и указывал на ее брачный статус. Он прикреплялся к волосам уникальной, и другим народам не известной, застежкой, сплетенной из тонких серебряных или медных нитей. Финские исследователи назвали ее сюкерё (в переводе — узел волос). Кроме головного платка, карелки носили еще платки больших размеров, которые набрасывали на плечи и завязывали вокруг талии. Наличие большого количества платков указывало на состоятельность их владелицы, которая в праздники накидывала на плечи по три-четыре платка. Наплечная накидка-платок застегивалась крупной подковообразной фибулой. Эти фибулы так и называют в специальной литературе — фибулы карельского типа. Круглые, слегка выпуклые броши, украшенные стилизованным растительным орнаментом или геометрическими узорами, скрепляли ворот льняной или тонкой шерстяной рубашки.
      Суровый северный климат Карелии обусловил и материал, из которого шили женскую одежду. Преимущественно это были шерстяные и суконные ткани. Большой популярностью у карелок пользовалась шерстяная длинная юбка-сарафан, широкие задние лямки которой соединялись с передними на предплечьях с помощью овально-выпуклых фибул, покрытых разнообразными узорами. От фибул спускались пронизки, своей формой напоминающие букву Ф. Через них пропускался шнур, к которому снизу привязывался цепедержатель. К ушкам цепедержателя подвешивались миниатюрные украшения в виде бубенчиков или лапок водоплавающей птицы. От цепедержателей спускались еще отрезки цепей с висевшими на концах копоушкой, ножом, шумящими украшениями и т. д. Копоушки использовались не только для украшения костюма, но и в гигиенических целях — для чистки ушей. Они делались из серебра, медных сплавов и железа. Серебряные цепедержатели, несущие печать искусного мастерства, придают этим изделиям неповторимое своеобразие.
      С юбкой карелки носили рубаху или шерстяную кофту. Поверх юбки повязывали передник. Наряд дополнялся спиральными украшениями, навивавшимися на передник. Употребление спиралей в эпоху Средневековья можно считать общеевропейской модой, но различные народности использовали их по-своему. Для карел характерен способ аппликации, при котором спиральки длиной нанизывались на конскую или шерстяную нить, пришивались к полосе ткани, затем прикреплявшейся к подолу передника. Такой орнамент был виден только с лицевой стороны.
      На ноги карелки надевали кеньги, лапти, сапоги или поршни, с которыми носили холщовые наголенники «калжут».
      Словом, карельская одежда была весьма разнообразной, и, тем не менее, в ней наблюдался общий свойственный только карельской одежде стиль. Древние карелы, в полной мере испытавшие шведскую агрессию, сумели сохранить все те проявления материальной и духовной культуры, которые и составляют национальные особенности любого народа.

      Источник: http://www.instrument.spb.ru

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования