Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Карельские древности в Новгороде

А.Б. Варенов       

      Автором настоящей работы выделены основные категории карельских древностей в Новгороде, относящиеся преимущественно к женскому этнографическому костюму, которые не могли быть предметом импорта. К их числу относятся: фибула пластинчатая — подковообразные орнаментированные (I экз.), фибулы овально-выпуклые (4 экз.), цепедержатели биспиральные (4 экз.) и крестообразные (1 экз.), ф—видные пронизки (6 экз.), рукояти ножей бронзовые с "романским" орнаментом (4 экз.), ножны составные женских ножей с "аканфовым" орнаментом (3 экз.), ножны цельнометаллические женских ножей (1 экз.), бусы бронзовые орнаментированные (20 экз.), копоушка бронзовая ажурная (1 экз.).1 (рис. 1) Все перечисленные предметы корреспондируются "карельскими" берестяными грамотами, выделенными А.В.Арциховским, В.Л.Яниным, А.М.Спиридоновым, и некоторыми другими вещами финно-угорского круга древностей.


      Особый интерес представляет топография карельских древностей в Новгороде. После публикации В. Л. Яниным восьми "карельских" берестяных грамот с Неревского раскопа усадьба Е прочно вошла в науку как усадьба "карельского данника".2 В своей последней аннотированной публикации А. М. Спиридонов насчитывает более 10 таких грамот на весь Новгород.1 Он анализирует в хронологическом порядке грамоты №№ 590, 292, 286, 278, 275, 266, 130, 403, 248, 249, 243. Уже проделанный подробный исторический (В. Л. Янин, А. А. Медынцева, Л. В. Черепнин, И. Н. Шаскольский, А. М. Спиридонов) и лингвистический (А. А. Зализняк, Ю. С. Елисеев, Н. А. Мещерский, Е. А. Хелимский, М. Хаавио) анализ избавляет автора от необходимости подробно разбирать каждую из грамот. По нашему мнению, круг "карельских" берестяных грамот может быть расширен. Для автора важны информативные возможности вещевого материала в контексте вышеупомянутых берестяных грамот.
      Остановимся на находках с усадьбы Е Неревского раскопа. Автор рассматривает культурный слой в пределах границ усадеб Новгорода, как большой археологический комплекс открытого типа, разбитый на более мелкие комплексы соответственно отдельным постройкам на территории усадеб, относящихся к одному ярусу.
      Ярус 18 (1161 — 1171 гг.)- К ярусу относится грамота № 159, адресованная "Цюдииу и жене от Клиша". Сохранился только заголовок.4 Какой имеется в виду Чудим сказать трудно. Во всяком случае это не летописный боярин Микула — Николай Чу-дин, известный вместе со своим братом Тукы, как финны попавшие в Киев во время походов Владимира. Он же участник составления Правды Ярославичей, человек, оставивший свой автограф, по мнению А. А. Медынцевой, на стенах Новгородского Софийского собора в виде посвятительной надписи № 182, тот о котором В. П. Татищев убежденно писал:"Чудин в Новгороде был посадник, он внук Добрыни, вуя Владимирова". Между Микулой Чудиным и Чудиным грамоты № 159 разница не менее 100 лет. Прозвище Чудин образовано от этнонима Чудь, которым новгородцы именовали первоначально прибалтийских финнов.6 По мнению В. А. Егорова, "Внук Чудин у деда славянина может быть понятен только, как сын его дочери выданной замуж за Чудина". Формулировка Чудину и жене предполагает, что адресат проживал на усадьбе Е вместе с семьей, что объясняет находки предметов женского чудского убора на ее территории. Во всяком случае, грамота № 159, хотя собственно карельской ее не назовешь, свидетельствует о контактах жителей усадьбы Е с финно-угорскими провинциями не позднее 2-ой половины XII века.
      Ярус 16 (1197 — 1224 гг.) Полая подвеска — конек. Эти подвески явились предметом монографического рассмотрения автора вместе с Л. А. Голубевой." Выявляется три очага особо плотной концентрации и, очевидно, производства этих подвесок: Новгород (1/4 всех находок найдена в городе), Ижорское плато, и Костромское Поволжье. На территории Карельского перешейка известно II экз. полых коньков — подвесок, в Финляндии — 4 экз.9
      Ярус 14 (1238 — 1268 гг.) Грамота № 292 — заклинание "божьей стрелы" — молнии на прибалтийско — финском языке в кириллическом написании. Лингвистами предложено три варианта перевода (Ю. С. Елисеев, Е. А. Хелимский и М. Хаавио). Наиболее часто в публикациях приводится перевод Ю. С. Елисеева: "Божья i грела, 10 имен твоих, стрела та она принадлежит Богу. Бог удный направляет."10 Перевод и предложение М. Хаавио считать, что грамота является записью клятвы подверглась критике li. А. Хелимского. По мнению автора, грамота является записью шклинания, которое удачно передают переводы Ю. С. Елисеева и А. Хелимского. Заклинания, согласно Н. Н. Велецкой, дели-иись на благопожелательные и вредоносные. В случае с грамотой № 292 следует видеть, возможно, второй вариант. Интересно шметить, что документ найден под сгоревшим срубом.
      В том же ярусе найден наконечник ножен карельского женского ножа с "акаифовым" орнаментом.
      Ярус 13 (1268 — 1281 гг.). Найдена овально — выпуклая бронзовая фибула типа Н по Ю. Айлио."
      Ярус 12 (1281 — 1299 гг.). Полая подвеска — конек. Бронзовая рукоять карельского женского ножа с "романским" орнаментом.
      Ярус 11 (1299 — 1313 гг.). Две полые подвески — коньки.
      Ярус 10 (1313 — 1340 гг.). Полая подвеска — конек.
      Ярус 9 (1340 — 1349 гг.). Грамота № 286. Переписка карельских чайников Димитра и Григория: "Ныне ця послале Кореле на Каяно море" о заключении мира на "меже Юрия князя", под которой, как убедительно показал В. Л. Янин, имеется в виду рубеж Ореховского мирного договора 12 августа 1323 года, зак-июченного между Новгородом (при князе Юрии Даниловиче) и шведами. Сама политическая ситуация написания грамоты № ?.86 соответствует зиме 1338-1339 гг., когда новгородцы послали "Кузьму Твердиславица и Олександра Борисовича посольством и привезоша мир, доконцавше по тому миру, что доконцали с нсликим князем Юрьем в Неве..."12
      К тому же ярусу относится бронзовая рукоять ножа с "романским" орнаментом и Ф- видная пронизка.
      Ярус 8 (1369 — 1389 гг.). Грамота № 278 найдена в срубе Е8С. < )бразец "присловия", т. е. записи изъятия податей (термин взят из грамоты № 286). Грамота содержит прибалтийско — финские имена: Икагал, Иголас, Леинул, Сидуй, Авиница, Истовной, Му-иомел, Игалин; топонимы: Лаидикола, Калитица, Курола. Документ написан почерком Григория, писавшего грамоту № 286.
      Грамота № 279 — челобитная Михаила и всех "Паозерчан" Максиму, Онанье и Кесту. Топоним Пашозеро полукалька (полуперевод) — переведена вторая половина топонима — "jarv" — озеро.
      Согласно М. Фасмеру, "полукалька" один из распространенных способов адаптации славяноязычным населением Севера финно — угорской топонимики. А. В. Арциховский локализует топоним в восточной части С — Петербургской области: исток р. Паши, притока р. Свири.
      Ярус 7 (1382-1396 гг.). Этноопределяющих находок не зафиксировано.
      Грамота № 281 Обращение Наума и Григория к "даннику Новгородскому" рассматривается В. Л. Яниным в одном ряду с "карельскими" берестяными грамотами.14
      Ярус 6 (1396 — 1409 гг.). Грамота № 130 представляет собой образец "присловия": "У Вигаря 20 локоте хери без локоти. У Валита в Кюлолакши 14 локотей хери. У Ваиваса у Ваякшина 12 локтей водмола и полотретиянацате локти хери. У Мелита в Куроле 4 локти xepn".is "Херь" и "водмол" — сорта ткани. Валит — характерное карельское полуимя — полузвание. Карельский топоним Курола уже упоминался в грамоте № 278.
      В слое яруса найдено многобусенное височное кольцо — форма, характерная для древностей води."'
      Ярус 5 (1409 — 1422 гг.). Грамоты №№ 248 и 249 — две части одного документа, найдены вне сооружений. Он содержит обращение "корилы погоской" Кюлолакшской и Кюриекской Господину Великому Новгороду с жалобой на обиды с "нимечской", т. е. шведской половины. Грамоты подробно разбирались В. Л. Яниным, А. М. Спиридоновым, Л. В. Черепниным, И. П. Шас-кольским. Упоминаемые в грамотах топонимы Коневые Воды у Жабия Носа (калька карельского топонима Orivesi), Севилакша, Кюлолакша, уже упоминавшиеся в грамоте № 130, четко топог-рафируются на Карельском перешейке."
      Жалоба карел в документе соответствует политической ситуации 1396 года: "В лето 6904 того же лета пришедше немцы в Карельскую землю и повоеваша два погоста Кюрьекский и Кю-лолакский и церковь сожгоша, и князь Константин с корелою гнася по них и язык изыма и приела в Новъгород..."
      В том же ярусе на кв. 993 найдена булла двинского посадника Кирилла Дмитриевича.
      Ярус 4 (1422 — 1429 гг.). К данному ярусу относится пластинчатая конская двухглавая подвеска (4-9-11356), являющаяся отголоском XV в. прикамских пластинчатых подвесок VII — XI вв., исследованных Л. А. Голубевой.20 В основное время своего бытования они проникали на западе в Швецию. Исследователи карельских древностей А. Н. Кирпичников и В. П. Петренко отметили ту особенность, что в слоях XIV — XV вв. встречаются вещи вполне синхронные своему слою и в то же время являющиеся анахронизмом, т. е. воспроизводящие и переосмысливающие форму предметов гораздо более ранних.21
      В том же ярусе — грамота № 243 от Семена Корелина к господину с просьбой пожаловать селом Пытаевым.22 К "карельским" берестяным грамотам письмо отнесено из — за прозвища Корелин, образованного по тому же принципу как и Чудин.
      Таким образом со 2-ой пол. XII века по 1-ю треть XV века прослеживается отчетливый континиум в переписке усадьбы с Карельским перешейком и вещевом материале карельскбго происхождения, свидетельствующем о проживании на усадьбе выходцев из Карелии с семьями, как свидетельствует грамота № 159. Своеобразия в архитектуре и планировке жилищ ус. Е не прослеживается.
      Известная концентрация и хронологическая последовательность находок финно — угорского происхождения наблюдается на усадьбе И Неревского раскопа, впрочем без "карельских" берестяных грамот, что не позволяет однозначно отнести к числу "карельских".
      Ярус 15 -14. Дужка многобусенного височного кольца.
      Ярус 14. Проволочное браслетообразное височное кольцо. Пластинчатая двухголовая зооморфная подвеска необычной формы (14- 15- 1791 ).23 Ближайшие аналогии ей М. В. Седова видит в находках из курганов южного Приладожья (XI в.) и могильниках верхнего Прикамья. Бубенчик полой подвески — конька.
      Ярус 13 (1268 — 1281 гг.). Овально — выпуклая фибула с лилие-видным орнаментом типа Y по Ю. Айлио. По мнению О. Халльстрёма и В. В. Седова они более характерны для памятников Хяме (Еми), чем для Карелии.
      На том же квадрате цельнометаллические бронзовые ножны женского ножа (13-16-1916), впервые опубликованные П. И. Засурцевым.25 Ножны такого типа характерны для эстонского женского этнографического костюма, при котором они выполняли не только практические и декоративные функции, но и маги-ческо — апотропейные.2'1 На территории Эстонии, по данным Ю. Селиранда, их известно 33 экз. и где они выходят из употребления в XIV веке. Из Эстонии известное количество их попадало в Финляндию и единицы в Карелию.27 Два экземпляра происходят с Ижорского плато (Мануйлово, Волховитцы), где датируются XIII — XIV вв.28
      Бронзовая рукоять женского ножа с "романским" орнаментом. Горизонтальный бронзовый игольник с шумящими привесками (13- 16- 1609), которому М. В. Седова находит аналогии в Приладожье, Латвии, Эстонии, в Скандинавии и Финляндии.29
      Ярус 12 (1281 — 1299 гг.). Фрагмент оловянного браслета с концом в виде головки гуся (утки) с раскрытым клювом. Аналогичный браслет известен только на Людогощинском раскопе (1972 г.).
      На ус. И -1 в этом ярусе — ф — видная пронизка; полый конек — подвеска; бубенчик от такой же подвески.
      Ус. И — 2. Такой же бубенчик
      Ярус 11 (1299 — 1313 гг.). Полая подвеска — конек и 2 фрагмента таких же подвесок.
      Ус. И-1. Полный набор обоймиц кожаных ножен карельского женского ножа с "аканфовым" орнаментом. Фрагмент шумящего браслета с колечками.
      Ярус 10 (1313 — 1340 гг.). Полая подвеска — конек. Ус. И-1. Полая подвеска — конек.
      Ярус 9. Без этноопределяющих находок.
      Ярус 8. Две полые подвески — коньки. Фибула подковообразная с зооморфными концами прибалтийского типа.
      Упоминания карел или других чудских народов в берестяных грамотах усадьбы И отсутствуют. По мнению В. А. Бурова, в период 16-14 ярусов усадьбой владела купеческая семья, имеющая отношение к военным делам. Грамота № 332 содержит просьбу Кирьяка к Вышене выслать коня и воинское снаряжение в случае "ежи князь поиде". К этим ярусам относятся хрестоматийные рисунки мальчика Онфима. (Гр. №№ 199 — 208, 210). С яруса 13 по 9, т. е. 2 — ой пол. XIII века по 2 — ю пол. XIV усадьбой владеют духовные лица, возможно, связанные с миссионерской деятельностью.11 Этот вывод вытекает из этикетки № 323 "Марии черницы", обрывка молитвы № 331, этикетки № 319 "Еваиово Попове". Особенно показательна грамота № 313, содержащая проклятие в адрес "поганых", т. е. язычников.12 С 9 яруса усадьба становится владением Мишиничей — Онцифоровичей. Вещевой материал свидетельствует, что в это время на территории усадьбы находились выходцы из северо — западных провинций Новгорода, возможно из Эстонии или даже Восточной Финляндии, особенно, в период 13 яруса -2-ой пол. XIII века.
      Неревским раскопом "карельское" эпистолярное наследие в Новгороде не ограничивается. Так в котловане новгородского универмага при наблюдении за работами была найдена грамота № 403 — яркий образец "присловия" с приложением карело — славянского глоссария — разговорника." Карельских вещей при этом зафиксировано не было.
      На других раскопах (Нутном и Троицком) наблюдается такая же, как и на усадьбе Е, взаимосвязь между свидетельствами берестяных грамот и вещевого материала.
      Грамота № 590, содержащая древнейшее упоминание карел в новгородских письменных источниках: "Литва встала на Коре-лоу" датируется 1065 — 1085 (23 ярус по друсологии Нутиого раскопа). Она сопровождается находкой карельской овально -выпуклой фибулы типа Б по Ю. Айлио (дата 1257 — 1276 гг.), полой подвеской — коньком (Нут. 14/13- 19-49) типа 3 по Л. А. Голубевой, А. Б. Варенову, фрагментами полых коньков — подвесок, многобусенными височными кольцами, конусовидной шумящей привеской, характерной для фишю — угорских древностей.34
      Примерно такая картина наблюдается и на Троицком раскопе, втором по величине в Новгороде после Неревского раскопа. (Людин конец). Учтенный из материалов раскопа карельский вещевой материал корреспондируется берестяной грамотой № 589, адресованной "От Жилы к Чудину"(стратиграфически сер. 20 — х -50-е годы XIV века), содержащей просьбу вернуть долги.35 Это третий Чудин после двух упомянутых выше. Особая концентрация карельских древностей на раскопе: пластинчатая подковообразная орнаметированная фибула, овально — выпуклая фибула типа Н по Ю. Айлио, двуспиральный цепедержатель, бронзовый игольник и другие предметы связываются Л. В. Покровской с усадьбой В.16 Более определенные и более полные выводы могут быть сделаны после полноценной публикации материалов Троицкого раскопа, а также отработки и синхронизации дендрохронологи-ческой шкалы и ярусологии раскопа.
      Карельские этнохарактерные вещи встречены не на всех раскопах Новгорода. Они известны на Неревском, котлован Универмага (Неревский конец), Троицком, Кировском, Тихвинском, Дмитровском, Нутном раскопах и Рюриковом городище (рис. 2). На Ильменском, Готском, Михайловском, Торговом, Рогатицком, Людогощинском, Козьмодемьянском раскопах они не встречены. Раскопы с карельскими вещами относятся к трем древнейшим концам города: Неревскому, Славепскому и Людину. Изначальной этнической замкнутости в пределах одного конца в XII — XV веках не существовало. Карелы появлялись и проживали одновременно в трех основных концах и пригородной княжеской резиденции, какой было Рюриково городище. Визиты карел начали происходить, очевидно, со 2-ой половины XII века и продолжались, по всей видимости, вплоть до присоединения Новгорода к Москве в 1478 году. В сферу новгородских интересов Карельский перешеек попадает не позднее 2-ой половины XI века, как свидетельствует грамота № 590. Публикация данных топографирования этноопределяющего вещевого материала в свете находок "карельских" серебряных грамот должна помочь восстановить доверие к вещам, как к источнику по этнической истории Новгорода, что неоднократно ставилось под сомнение в археологической литературе."

      Статья опубликована в сборнике «Новгород и Новгородская Земля. История и археология». Вып.7 (1997 г.).

      Источник: http://bibliotekar.ru

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования