Korut
Kulttuuri
Taide
Musiikki
Kirjallisuus
Sivistys
Perinteet







Украшения

Культура

Искусство

Музыка

Литература

Образование

Традиции

Связи финских художников в Петербурге

      Величественное здание Академии художеств украшает набережную Невы между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова. Оно представляет собой один из лучших памятников классической архитектуры. Авторы проекта А.Ф.Кокоринов и Ж.Деламот. Императорская «Академия трёх знатнейших художеств» («Kolmen paataiteen akatemia») — живописи, ваяния и зодчества — была основана в 1757 году в эпоху царицы Елизаветы. За два с половиной века своей деятельности академия воспитала много поколений мастеров изобразительного искусства: живописцев, скульпторов, архитекторов. Среди них великие художники, работы которых представлены в музеях Петербурга, Москвы и многих столиц Европы. Архитекторы и скульпторы — выпускники Академии строили и украшали многие города России и зарубежья. Многое построено ими в Петербурге. Их работы есть и в Финляндии, потому что в течение многих лет Академия художеств была местом активного общения русского и финского искусства. Лучшие финские художники были удостоены звания «академиков изящных искусств». Среди них были В.Рунеберг, К.Нюстрем. Но первым, конечно, должен быть назван, А.Эдельфельт.

      Альберт Эдельфельт (Albert Gustaf Aristides Edelfelt, 1854-1905)

      Крупнейший мастер исторической живописи, портрета, бытового жанра. Первый из финских художников, известный за рубежом. Альберт родился близ Порвоо в семье архитектора. Два года проучился в Хельсинкском университете, прежде чем решил посвятить себя живописи. Художественное образование он получил в Академии художеств в Антверпене, а затем в Париже в школе изящных искусств. В 1877-80 гг. Эдельфельт создаёт ряд картин на исторические сюжеты. Но затем художник обращается к жанровым сюжетам с натуры, в которых ярко проявилась его любовь к родной земле и интерес к жизни простых людей. Это картины: «На море», «Мальчики у воды», «Бабы из Руоколахти», «Прачки», «Рыбаки с дальних островов».
      В 1881 г. А. Эдельфельт долгое время живёт и работает в Петербурге, общается с русскими художниками. В 1881 г. молодой финский художник представил свои работы на суд Петербургской академии художеств. Он имел большой успех: был избран в члены Санкт-Петербургской Академии художеств. В Царском селе ему была организована персональная выставка. Одну из картин купила императорская фамилия. Автор получил новые заказы от царской семьи, которые принесли ему известность. Во время пребывания в Царском селе художник был представлен цесаревичу Александру, и сделал ряд работ по его заказу для Гатчинского дворца, в частности, копию картины «На море«, которая среди других его работ хранится в Эрмитаже. Бытовые зарисовки Эдельфельта: «Добрые друзья» и «В детской» — также были приобретены Александром III. Эти картины имели повторения, которые находятся в зарубежных музеях.
      Заслугой Эдельфельта стала организация ряда совместных выставок в России, благодаря чему российская публика познакомилась с творчеством многих финских художников.
      Главной деятельностью Эдельфельта можно назвать портретную живопись. Он много работал по заказам, в частности, царского двора, создавая официальные портреты. Но лучшими в его портретном творчестве являются: «Портрет матери художника» (1883), «Луи Пастер» (1885), «Портрет Ларин Параске» (1893), «Портрет Айно Акте» (1901).

      Официальные презентации и многолетние дружеские контакты

      Первым финским художником, устроившим свою выставку в Императорской академии художеств в конце девятнадцатого века, был живописец Альберт Эдельфельт. После поездки по западной Европе в 1881 г. молодой финский художник представил свои работы на суд Петербургской академии художеств. Он имел большой успех — ему было присвоено звание академика. В Царском селе ему была организована персональная выставка. Одну из картин купила императорская фамилия. Автор получил новые заказы от царской семьи, которые принесли ему известность. Близость художника к императорской фамилии помогла популярности финской живописи в России. Благодаря популярности и авторитету А.Эдельфельта в России искусство Финляндии было отражено на совместных финско-русских художественных выставках в Петербурге и Москве, начиная с Нижегородской выставки 1882 г. Летом 1882 г. в Москве проводилась художественно-промышленная выставка, отразившая успехи отечественного искусства за 25 лет. Большой раздел был посвящен искусству Финляндии. Во время одного из своих приездов в Петербург Эдельфельт познакомился с молодыми деятелями нового русского искусства Сергеем Дягилевым и Александром Бе-нуа. Они подружились. Близость финских и русских художников ознаменовалась совместной выставкой в 1898 году.
      Вблизи Фонтанки, напротив Летнего сада возвышается огромный стеклянный купол здания музея художественно-прикладного искусства (архитектор М.Е.Месмахер, 1896) при училище, основанном на средства барона Штиглица. Здесь и открылась выставка. В нарядном зале, украшенном оранжерейными растениями и цветами, были представлены работы многих, в том числе молодых малоизвестных художников: Серова, Репина, Врубеля — из российских; и М. Энкеля, Галлен-Каллела, Ярнефельда — с финской стороны. Выставка возбудила большой интерес к финской культуре и самой Финляндии среди русской публики. Оживились личные контакты. Впоследствии тесные дружеские отношения возникли у М.Горького, композитора А.Глазуиова, писателя А.Куприна с финскими коллегами: Я.Сибелиусом, АТал-лен-Каллелой, Э.Саариненом. Ответная выставка русских художников прошла в Хельсинки в 1893 году. Впоследствии выставки повторялисв. Последняя дореволюционная выставка финской и русской живописи состоялась весной 1917 года в салоне Надежды Добуши-ной на Марсовом поле. Участвовало около 40 финских художников.
      В эти же годы завязались дружеские отношения писателя М.Горького с финскими художниками и музыкантами. Горький с большой любовью и уважением относился к народу Финляндии. Отмечая самобытность финской культуры, духовную мощь народа, Горький называл имена деятелей искусства, в которых он видел воплощение творческих сил страны: Сибелиус, Галлен-Каллела, Э.Лейно, Ярнефельд. С Галлен-Каллелой их связала многолетняя дружба. Горького в Петербурге посещали также художники А.Эдельфельт и Э.Яриефельд. С большой теплотой вспоминал о встречах с Горьким Я.Сибелиус. Уже после революции М.Горький стал инициатором перевода стихов финских поэтов на русский язык . В этом предприятии участвовали А.Блок, В.Брюсов и другие крупнейшие русские поэты.

      Финские художники в Эрмитаже

      В Эрмитаже представлены семь картин А.Эдельфельта и ряд рисунков. Кроме упомянутой картины «На море», которая в первом варианте находится в музее Гётебор-га, надо отметить бытовую живописную композицию «Добрые друзья» (1881), повторения которой есть в Ге-теборге и Хельсинки. Близка к ней по характеру и картина «В детской» (1885), также купленная Александром III для Гатчинского дворца. Одной из наиболее демократических работ Эдельфельта является картина «Прачки» (1898, Эрмитаж), вызвавшая одобрение петербургской критики. Жанр портрета, в котором АЭдельфельт был особо силён, представлен в Эрмитаже портретом жены актёра МХАТа М.В.Дьяковской-Гей-рот. В собрании Эрмитажа есть и примеры пейзажного мастерства финского художника. Это полотно «Вид на Порвоо» (1898) и офорт «Сосна в снегу». Надо упомянуть, что работы АЭдельфельта хранятся также в Киевском музее — картина «Рыбаки с дальних островов» и в московском музее им. А.С.Пушкина: «Портрет Варвары Мятлевой». Кроме того в Эрмитаже есть живописные работы Юхо Рисанена, Ээро Нелимарка и Генри Эриксона.

      Финские художники в Санкт-Петербургской Академии художеств

      Архитектор К.Г.Нюстрем (1856-1917) внёс большой вклад в архитектурный облик столицы Финляндии. Достаточно назвать роскошные здания Дома сословий, Государственного архива, украшающие окрестности Сенатской площади. Можно вспомнить бывшую таможню и пакгауз в Катаянокка, первый крытый рынок у Кауппатори. Но мало кто знает, что зодчий К.Нюстрем работал и в Петербурге. По его проекчу построено здание хирургической клиники Медицинского института на Петроградской стороне. Нюстрем был профессором Академии художеств, и был удостоен звания академика архитектуры.
      Художника Ю.Риссанена называют одним из самых самобытных, сильных и глубоко национальных талантов в финской живописи прошлого века. Он писал портреты, жанровые картины из народной жизни. После обучения в школе рисования в Хельсинки он был направлен на учёбу в Петербургскую Академию художеств, где прошёл курс под руководством И.Е.Репина в 1897-98 гг. Учёба в Петербурге, общение с русскими художниками и вся атмосфера творческой жизни в бурлящем страстями Питере, подняли творчество художника на новую высоту. После этого он много лет плодотворно работал в Финляндии и за рубежом.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования